 |
|
Отклонение и
возрождение сальсы
|
 |
Какое уместное заявление!
Для начала хотелось бы сказать: в нашей музыке существуют эстетические
и культурные ценности, устоявшиеся со временем. Они – наша сущность, наша
идиосинкразия. Тем не менее, по прошествии времени эти ценности изменяются
в связи с коммерциализацией музыки и ее приспособлением ко вкусам современной
публики, ее опопсением. У нас есть "жесткая сальса" (salsa
dura), имеющая большее сходство с традиционной
сальсой; тимба
и сонго – в том виде, как сейчас их играют современные кубинские группы.
В то же время распространяется повсеместно романтическая сальса, слащавая,
с текстами на любовные темы, исполняемая физически привлекательными мальчиками
и девочками часто "на автомате" и без всякого понятия о клаве (ритме).
Даже если и так, что же тут плохого?
Позвольте мне сказать, что эта музыка, которая начала существовать,
сосуществовать, размножаться и развиваться, я бы сказал, еще начиная с
двадцатых годов до сегодняшнего дня на Кубе,
в Нью-Йорке и Пуэрто-Рико, осталась все той же музыкой, которая лишь приобрела
другие оттенки. Ритмы, которые стали популярными тогда, до сих пор популярны,
не изменились ни их структура, ни состав инструментов.
Говоря об "отклонениях", я имею в виду, что в настоящее время стало
доминировать направление, известное как "сальса
романтика", практикуемое такими исполнителями, как Виктор Мануэлль,
DLG, Джерри Ривера etc. Определение "афро-карибская" для описания современного
стиля в целом – тоже далеко не лучший вариант, так как кубинская, нью-йоркская,
пуэрториканская, латиноамериканская в целом музыка – это не только сальса,
но и меренге, кумбья, самба, кандомбe… Но я не могу целыми днями подыскивать
термины, дабы угодить всему миру.
Мои размышления на эту тему:
Эта музыка, сформировавшаяся за многие годы, не была эстетически разработана,
никто не сел и не составил план "Конституции Афро-Латинской музыки", предназначенной
для сохранения в первозданном виде музыки, изобретенной в большей мере
черными кубинцами и пуэрториканцами. Поэтому крайне важно сегодня, чтобы
были унаследованы последующими поколениями, все ее течения и формы, кроме
современной коммерческой сальсы. Те "три кита", на которых держится афролатинская
музыка – афроцентризм, импровизация и содержание текстов (разумеется, что
в современной сальсе уже утеряно). Очевидно, эти три основы не могут существовать
по отдельности, они идут вместе, и если смесь верна – превращаются в нашу
восхитительную музыку.
Возвращаясь к "отклонениям" в сальсе
Современная сальса зачастую не использует эти три основных компонента,
наиболее часто теряется афроцентризм. "Чанго" мог бы коснуться плеча Джерри
Риверы, – и тот бы его не узнал. Ритмы мягкие и слабые, словно бы мумия
поет баллады. Ничто не напоминает богатое и разнообразное ритмическое наследие,
и если даже современные сальсерос используют адаптированные бата, в качестве
основных ритмических паттернов звучат такие, как "кабальо", далеко отошедшие
от традиционного сона, и потому все их потуги выглядят слабо и смешно.
Современные музыканты не играют вместе, они записывают сольные партии,
которые потом сводят в одно на студиях. Между ними нет никакой взаимосвязи,
никакого спонтанного вдохновения, никакой внезапной блестящей идеи. Многие
современные темы "выпекаются" на скорую руку, по правилам, навязанным рынком;
одни из них имеют успех, другие быстро забываются. Поэтому большая часть
современной сальсы звучит неестественно, особенно ритмическая часть. Импровизация
отсутствует совершенно, я могу поклясться, что сейчас не существует соло
на флейте, подобных Пачеко в "Bataloa", или чего-либо похожего на блестящую
игру на пайлас Мани Окендо в "Anabacoa". Никаких усилий – нет, все вертится
вокруг симпатичных мальчиков и девочек на переднем плане. Нет времени для
саксофониста или тимбалеро, исполнившего бы соло, как это делал Эндель
Дуэньо в оркестре Роберто Роэна, "Herencia rumbera", и когда попадаешь
на концерт одного из этих современных "сальса-пингвинов" – музыканты повторяют
слово в слово, нота в ноту то, что они записывали на студии. Никакого взаимодействия
с публикой, никакого общения, ничего нового.
Коммерческая сальса говорит о любви, снова о любви, и только о любви.
"Ты меня бросила, я тебя бросил", "Ты с ума меня сводишь, давай займемся
любовью", "Ты прекрасна, но твоя сестра лучше". Ни одна песня не говорит
о латиноамериканской реальности, абсолютно ничего, это очевидно.
Сальсерос минувших дней
То, что я хотел и пытался объяснить – это почему старые "гранды" сейчас
разочаровываются в сальсе. Если им хочется воспротивиться натиску молодых
музыкантов, то это происходит не просто из-за ностальгии, но потому что
для них традиционная музыка, та, которую они сделали популярной, по-прежнему
остается современной и заслуживающей признания, постоянно эволюционирующей
с течением времени, но сохраняющей основные культурные и музыкальные каноны,
которые они сами создавали.
Salsa dura возрождается?
Я не знаю, друзья, возможно, мы с вами не будем свидетелями новых отклонений
в современной сальсе или ее перерождения, но относительно этого – а чего
еще ждать? К счастью, все не так ужасно. Хотя в современной сальсе и доминирует
куча глупцов, лишенных слуха, всегда найдется небольшое количество людей,
способных вернуть надежду на лучшее. Например, Джимми Бош, играющий salsa
dura на своей волшебной трубе; Хосе Альберто "Эль Канарио", несмотря ни
на что не забывший, что он Сонеро; Оскар д'Леон и Чео Фелисиано все еще
и более чем когда-либо "в игре"; Селия
Крус, величественная, как всегда, продолжает бороться.
Дело в том, что талантливые музыканты из эгоизма поступаются своими
принципами, чтобы выжить в современном мире сальсы, где внешность и реклама
играют большую роль, чем традиции и талант.
Финальный комментарий
С этого момента я начну возводить собственную "баррикаду" ради укрепления
"стены" того, что я понимаю как истинную суть сальсы (образца 70-х) в голове,
и собираюсь использовать в конечном итоге современную кубинскую музыку
как часть моей оппозиции. Да здравствует сальса!
Политика
конфиденциальности
|