..Главная
..Карта сайта
..Кубинский Ром
..Кубинские Сигары
..Виза на Кубу
..Музыка и танцы Кубы
..Описание Кубы
..Достопримечательности Кубы
..Экскурсии на Кубе
..Каталог отелей Кубы
..Лечение на Кубе
..Лечение и оздоровление детей
..Отзывы туристов о Кубе
..Погода на Кубе
..Дайвинг на Кубе
..Цены на туры
..Авиаперелеты

Отклонение и 

возрождение сальсы



Селия Крус

Оскар д'Леон

 
 

Какое уместное заявление!
Для начала хотелось бы сказать: в нашей музыке существуют эстетические и культурные ценности, устоявшиеся со временем. Они – наша сущность, наша идиосинкразия. Тем не менее, по прошествии времени эти ценности изменяются в связи с коммерциализацией музыки и ее приспособлением ко вкусам современной публики, ее опопсением. У нас есть "жесткая сальса" (salsa dura), имеющая большее сходство с традиционной сальсой; тимба и сонго – в том виде, как сейчас их играют современные кубинские группы. В то же время распространяется повсеместно романтическая сальса, слащавая, с текстами на любовные темы, исполняемая физически привлекательными мальчиками и девочками часто "на автомате" и без всякого понятия о клаве (ритме).

Даже если и так, что же тут плохого?
Позвольте мне сказать, что эта музыка, которая начала существовать, сосуществовать, размножаться и развиваться, я бы сказал, еще начиная с двадцатых годов до сегодняшнего дня на Кубе, в Нью-Йорке и Пуэрто-Рико, осталась все той же музыкой, которая лишь приобрела другие оттенки. Ритмы, которые стали популярными тогда, до сих пор популярны, не изменились ни их структура, ни состав инструментов. 

Говоря об "отклонениях", я имею в виду, что в настоящее время стало доминировать направление, известное как "сальса романтика", практикуемое такими исполнителями, как Виктор Мануэлль, DLG, Джерри Ривера etc. Определение "афро-карибская" для описания современного стиля в целом – тоже далеко не лучший вариант, так как кубинская, нью-йоркская, пуэрториканская, латиноамериканская в целом музыка – это не только сальса, но и меренге, кумбья, самба, кандомбe… Но я не могу целыми днями подыскивать термины, дабы угодить всему миру. 

Мои размышления на эту тему:
Эта музыка, сформировавшаяся за многие годы, не была эстетически разработана, никто не сел и не составил план "Конституции Афро-Латинской музыки", предназначенной для сохранения в первозданном виде музыки, изобретенной в большей мере черными кубинцами и пуэрториканцами. Поэтому крайне важно сегодня, чтобы были унаследованы последующими поколениями, все ее течения и формы, кроме современной коммерческой сальсы. Те "три кита", на которых держится афролатинская музыка – афроцентризм, импровизация и содержание текстов (разумеется, что в современной сальсе уже утеряно). Очевидно, эти три основы не могут существовать по отдельности, они идут вместе, и если смесь верна – превращаются в нашу восхитительную музыку. 

Возвращаясь к "отклонениям" в сальсе
Современная сальса зачастую не использует эти три основных компонента, наиболее часто теряется афроцентризм. "Чанго" мог бы коснуться плеча Джерри Риверы, – и тот бы его не узнал. Ритмы мягкие и слабые, словно бы мумия поет баллады. Ничто не напоминает богатое и разнообразное ритмическое наследие, и если даже современные сальсерос используют адаптированные бата, в качестве основных ритмических паттернов звучат такие, как "кабальо", далеко отошедшие от традиционного сона, и потому все их потуги выглядят слабо и смешно. Современные музыканты не играют вместе, они записывают сольные партии, которые потом сводят в одно на студиях. Между ними нет никакой взаимосвязи, никакого спонтанного вдохновения, никакой внезапной блестящей идеи. Многие современные темы "выпекаются" на скорую руку, по правилам, навязанным рынком; одни из них имеют успех, другие быстро забываются. Поэтому большая часть современной сальсы звучит неестественно, особенно ритмическая часть. Импровизация отсутствует совершенно, я могу поклясться, что сейчас не существует соло на флейте, подобных Пачеко в "Bataloa", или чего-либо похожего на блестящую игру на пайлас Мани Окендо в "Anabacoa". Никаких усилий – нет, все вертится вокруг симпатичных мальчиков и девочек на переднем плане. Нет времени для саксофониста или тимбалеро, исполнившего бы соло, как это делал Эндель Дуэньо в оркестре Роберто Роэна, "Herencia rumbera", и когда попадаешь на концерт одного из этих современных "сальса-пингвинов" – музыканты повторяют слово в слово, нота в ноту то, что они записывали на студии. Никакого взаимодействия с публикой, никакого общения, ничего нового.

Коммерческая сальса говорит о любви, снова о любви, и только о любви. "Ты меня бросила, я тебя бросил", "Ты с ума меня сводишь, давай займемся любовью", "Ты прекрасна, но твоя сестра лучше". Ни одна песня не говорит о латиноамериканской реальности, абсолютно ничего, это очевидно.

Сальсерос минувших дней
То, что я хотел и пытался объяснить – это почему старые "гранды" сейчас разочаровываются в сальсе. Если им хочется воспротивиться натиску молодых музыкантов, то это происходит не просто из-за ностальгии, но потому что для них традиционная музыка, та, которую они сделали популярной, по-прежнему остается современной и заслуживающей признания, постоянно эволюционирующей с течением времени, но сохраняющей основные культурные и музыкальные каноны, которые они сами создавали.

Salsa dura возрождается?
Я не знаю, друзья, возможно, мы с вами не будем свидетелями новых отклонений в современной сальсе или ее перерождения, но относительно этого – а чего еще ждать? К счастью, все не так ужасно. Хотя в современной сальсе и доминирует куча глупцов, лишенных слуха, всегда найдется небольшое количество людей, способных вернуть надежду на лучшее. Например, Джимми Бош, играющий salsa dura на своей волшебной трубе; Хосе Альберто "Эль Канарио", несмотря ни на что не забывший, что он Сонеро; Оскар д'Леон и Чео Фелисиано все еще и более чем когда-либо "в игре"; Селия Крус, величественная, как всегда, продолжает бороться. 

Дело в том, что талантливые музыканты из эгоизма поступаются своими принципами, чтобы выжить в современном мире сальсы, где внешность и реклама играют большую роль, чем традиции и талант.

Финальный комментарий
С этого момента я начну возводить собственную "баррикаду" ради укрепления "стены" того, что я понимаю как истинную суть сальсы (образца 70-х) в голове, и собираюсь использовать в конечном итоге современную кубинскую музыку как часть моей оппозиции. Да здравствует сальса!
 
 
 
 
 
 



Политика конфиденциальности