..Главная
..Карта сайта
..Кубинский Ром
..Кубинские Сигары
..Виза на Кубу
..Музыка и танцы Кубы
..Описание Кубы
..Достопримечательности Кубы
..Экскурсии на Кубе
..Каталог отелей Кубы
..Лечение на Кубе
..Лечение и оздоровление детей
..Отзывы туристов о Кубе
..Погода на Кубе
..Дайвинг на Кубе
..Цены на туры
..Авиаперелеты

Меренге (Merengue)

Музыка и танец

Меренге (Merengue)


Танец меренге Танец меренге

Меренге (Merengue) Хайме Колсон, «Меренге». 1938

 
 

Меренге (Merengue) - национальный танец Доминиканской республики и, также, до некоторой степени, Гаити, соседнего с ней государства, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. Музыкальный размер — 4/4.

Этот танец является одним из самых распространённых и зажигательных танцев в мире. Раньше он не был так популярен, однако в последние годы сумел покорить множество людей, проживающих за пределами Латинской и Северной Америки, и, пройдя триумфальным маршем, надолго занять умы и, конечно же, тела людей во всём мире. Подтверждением этому является появление и быстрый рост всяческих клубов, в которых можно не только часок насладиться Меренге, но и отдаться ему на всю ночь, а так же курсов, на которых Вас научат не только базовым движениям, но и, если Вам будет по силам, слиться с ним и почувствовать его изнутри.

Танец меренге существовал, начиная с ранних лет Доминиканской республики (на Гаити похожий танец называется Merengue = безе). Возможно, что танец взял своё название и от имени кондитерского изделия - безе, сделанного из сахара и яиц, из-за лёгкого характера танца, или из-за его точного ровного ритма, напоминающего взбивание яиц.
 

..Музыка меренге
Меренге характеризуется быстрым темпом и условно состоит из трех частей: ритмическая часть, мелодическая часть, вокал. Для исполнения меренге необходимо не менее трех музыкальных инструментов, два из которых — традиционные для Антильских островов: гуира (или гуиро) и тамбора. Тамбора — ударный инструмент африканского происхождения, деревянный барабан, обтянутый козлиными шкурами. На тамборе играют, ударяя ладонью по одной стороне и деревянной палочкой — по другой стороне, а также по ободу. Гуира — инструмент из плода сушеной тыквы, на которую наносили горизонтальные насечки, проводя по которым деревянной палочкой, извлекали звук. В современном меренге также используется гуира из жести, которая имеет вид трубки с гофрированными стенками. Оба этих инструмента отвечают за ритмическую часть меренге и используются как в фольклорном, так и в популярном вариантах.

В современном меренге аккордеон практически не участвует. Его заменили клавишные — фортепиано и духовые — труба, тромбон, саксофон. Труба и тромбон, как широко используемые в музыке «тропического» направления, делают мелодию веселой и торжественной. В частности, оглушительные партии труб характерны для меренге с острова Пуэрто-Рико. Доминиканские музыканты чаще вводят в оркестр один или два саксофона; в этом случае мелодический рисунок становится более сглаженным. Фольклорные ансамбли в некоторых случаях также используют саксофон. 

Музыка меренге очень разнообразна. Иногда, даже на протяжении одной мелодии ритм может меняться, в последней части танца ускоряясь, что привносит остроту в исполнение танца. Иногда, медленный ритм Болеро (Bolero) может вдруг ворваться в меренге.
 

..Танец меренге
Меренге — энергичный парный танец, движения которого носят легкий эротический характер; в этом танце очень важен элемент флирта и импровизации. Меренге нередко танцуется соло, как шоу-вариант.

Существует ошибочное мнение, что базовый шаг меренге имитирует хромающую походку, и поэтому меренге как танец — малопривлекателен и неинтересен для исполнения. Это мнение возникло в кругах танцоров, копирующих латиноамериканские танцы через современные бально-спортивные школы, а не непосредственно от носителей культуры. Оригинальный танец меренге использует большое количество фигур и украшений, в частности, круговые движения бедер, вращение корпусом, движения плечами в убыстренном темпе. Многие из этих движений произошли из фольклорного варианта меренге.

Первоначально танец выглядел таким образом: пары делали быстрые движения ногами, однако без подпрыгиваний и сильных движений бёдрами. Танец походил на кружение петуха вокруг курочки, чтобы влюбить её в себя, совершая ногами различного вида движения. Это было некий способ выражение своих чувств - ногами.

Со временем под воздействием различных культур, общения с представителями различных частей света, как и любое явление в жизни, произошли изменения и в Меренге. Он позаимствовал немного от Испании, немного от Африки, некоторые движения "гринго" (one-step), результатом чего ныне мы и можем наслаждаться. 

В отличие от других Антильских танцев успех Меренге можно объяснить тем, что партнеры двигаются обнявшись, что придает танцу особую интимность, дающую возможность для более откровенных ухаживаний. Этот танец идеально подходит даже для маленького, переполненного танцпола. Несложный по шагам, меренге легко учится, многие считают его танцем-забавой, который может доставить наслаждение движением и музыкой даже начинающим танцорам. 
 

..История меренге. Зарождение музыкального жанра
Существует множество мнений о том, какая же страна является родиной знаменитого и зажигательного латиноамериканского танца - Меренге. Имеется несколько версий зарождения этого жанра:

1) Некоторые считают, что происхождение характерных для Меренге па идет от движений, производимых рабами на плантациях сахарного тростника. Их ноги были скованы цепями в щиколотках, поэтому, когда они танцевали, чтобы хоть на мгновение забыться, то в основном могли лишь двигать бедрами, перенося вес тела с одной ноги на другую. Надсмотрщик же задавал ритм работы, ударяя в барабан.
2) Вторая история утверждает, что в течение одной из многих революций в Доминиканской республике, известный борец был ранен в ногу. Когда он вернулся домой, сельские жители ликовали и праздновали его победу, и из симпатии, каждый танцующий копировал его движения, чуть прихрамывая. 
3) Первое меренге сочинил и исполнил Хуан Баутиста Альфонсека (Alfonseca, Juan Bautista, 1810-1875), доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики (Flerida de Nolasco). 
4) Впервые меренге прозвучало как триумфальная мелодия после битвы при Таланкере (1844), где доминиканские войска одержали победу над гаитянами (Rafael Vidal), оккупировавшими этот регион. В битве возле небольшого поселения Таланкера доминиканцы наголову разбили гаитян. Вечером того же дня солдаты праздновали победу, напевая веселую песенку, высмеивавшую неблаговидный поступок Томаса Торреса, знаменосца одного из доминикаских полков, сбежавшего с поля боя вместе со знаменем: 

"Tomas huyo con la bandera,
Toma huyo de Talanquera;
Si fuera yo, yo no huyera,
Toma huyo con la bandera." 

"Toмас сбежал со знаменем,
Томас сбежал из-под Таланкеры; 
Я бы на его месте не сбежал! 
А Томас сбежал со знаменем."

По словам социолога Рафаэля Видаля, это и было первое меренге. Также известно, что в 1850 году меренге уже звучало практически повсеместно, вошло в моду и полностью вытеснило другие ритмы. 

5) Меренге напрямую происходит от распространенной в те времена кубинской мелодии под названием упа (upa habanera). В Доминиканскую Республику упа пришла с берегов Пуэрто-Рико в середине прошлого века (Fradique Lizardo). 

Остановимся на этой самой распространённой версии и, учитывая анализ множества людей, примем её за самую верную, с чем Вы можете согласиться или не согласиться. Так, в 1838-1849 годах получил широкое распространение кубинский танец "упа абанера" (upa habanera), который вошел в моду сначала в Пуэрто-Рико, а потом и в Санто-Доминго. Одно из движений этого танца называлось "меренге". Похоже, это название нигде не упоминалось до тех пор, пока полковник Альфонсека не начал включать фрагменты этой популярной мелодии в свои произведения.

Сначала меренге исполнялось с помощью народных инструментов, наиболее доступных, таких, как трес (трехструнная гитара), куатро (четырехструнная гитара), доминиканская бандуррия. В конце прошлого века в Доминиканскую Республику был завезен из Европы диатонический аккордеон, который, благодаря удобству в обращении с ним, заменил бандуррию и гитары. Но в то же время мелодические возможности аккордеона налагали некоторые ограничения на музыку, и поэтому меренге с тех пор практически не претерпело изменений. В дальнейшем присоединились духовые, и Меренге стали исполнять целые оркестры. 

..Происхождение танца
Меренге стремительно завоевывало симпатии доминиканского общества и постепенно вытесняло некоторые другие танцевальные ритмы, такие, как тумба. Тумба была сложным танцем, требовавшим от танцоров больших физических усилий, в ней было одиннадцать фигур. Относительно простой танец меренге очень быстро занял место тумбы.

В те времена танец меренге представлял собой следующее: мужчина и женщина, обнимая друг друга, совершали движения в разные стороны и делали повороты направо или налево. Это называлось «салонное меренге» (merengue de salon), в котором партнеры никогда не разделялись. Также существовал другой вариант этого танца, «фигурное меренге» (merengue de figura), где танцующие делали множество движений-украшений, но и в этом случае пары не разделялись.

Танец состоял из трех частей: пасео, меренге и халео. Пасео, выход пар под медленную мелодию, вскоре исчез. Меренге, основная часть танца, увеличилась с 8-12 тактов до 32-48. Халео, завершающая часть, также претерпела изменения благодаря включению в нее экзотических ритмов и в конце концов перестала быть составной частью меренге.

..Развитие меренге до 1930 года
Несмотря на то, что меренге быстро завоевало симпатии народа, высшее общество очень долго выступало против нового жанра, так как меренге имело африканские корни. Другие доминиканские ритмы того же происхождения не подвергались нападкам со стороны аристократии, так как это были в основном ритуальные танцы, которые практиковались в сельской местности, вдалеке от состоятельного общества, в то время как меренге уже танцевали в бальных салонах наравне с классическими танцами. Другой причиной того, что меренге долго находилось в немилости у состоятельных классов, были тексты песен. Большинство из них были вульгарны и изобиловали бранными словами, таким песням было не место в приличном танцевальном салоне.

В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят (Espaillat, Ulises Francisco) начал кампанию за запрещение меренге. Она ничего не дала, так как к тому времени Меренге сильно распространился и глубоко пустил свои корни.  Особенно широкое распространение оно получило в регионе Сибао, город граничащий с соседним государством Гаити и, возможно, поэтому эта местность считается родиной меренге. К тому времени уже ушло из больших городов и сделалось популярным в сельских регионах.

С другой стороны, знаменитые музыканты того времени, такие как Хуан Ф. Гарсиа, Хуан Эспинола и Албэрто Эрнандэс, решили "ввести" Меренге с танцевальные салоны, однако нельзя сказать, что победа была быстрой, так как высшему обществу было нелегко принять что-то народное как своё родное сразу и безотлагательно. Однако, благодаря своей ритмичной весёлости, Меренге всё же смог пробиться и удержаться с большей лёгкостью в увеселительных местах и во время проведения праздников.

В начале ХХ века началось движение за возрождение меренге. Известные музыканты того времени хотели, чтобы меренге вновь зазвучало в салонах. Для этого тексты, сопровождающие музыку, необходимо было избавить от вульгарных выражений. Долгое время попытки оправдать меренге были безуспешны. 

Известные исполнители меренге в 1910—1930 годах: Франсиско «Ньико» Лора (Francisco «Nico» Lora), Антонио Абреу (Antonio Abreu).
 
Меренге (Merengue) Меренге-группа "Los Hermanos Rosario"

Меренге (Merengue) Хуан Луис Герра и его оркестр «4.40» на концерте

 
 

..Меренге в эпоху диктатора Трухильо (1930—1961)
Ситуация резко изменилась в 1930 году, когда Рафаэль Леонидас Трухильо, кандидат в президенты, пригласил для своей предвыборной кампании народные оркестры (conjuntos), исполнявшие «perico ripiao», традиционное меренге. Большую роль в популяризации меренге сыграло и распространение радио, которое как раз только появилось на территории страны. Семья диктатора Трухильо всячески способствовала распространению народной доминиканской музыки. 

Но, не смотря на всё это, высшее общество продолжало отвергать Меренге, пока однажды одна из аристократических семей не заказала Луису Албэрти, выступавшему с оркестром, сочинение Меренге с "пристойными" текстами. Так родилась композиция "Кум Педро Хуан" (Compadre Pedro Juan), которая не только понравилась присутствующим, но и, произведя фурор, стала гимном Меренге, начав своё триумфальное шествие.

В дальнейшем произошло некое разделение двух стилей Меренге - один аутентичный "народно-фольклорный", который ещё можно встретить в провинциях, и "салонный", созданный музыкантами на протяжении многих лет - самый распространённый ныне. 

В этот период меренге начинает постепенно распространяться за пределы страны, благодаря росту количества радиостанций в Доминиканской Республике и во всем Карибском регионе. Известно, что уже в 30-е годы меренге-оркестры возникли в Венесуэле, Колумбии, США, на Кубе. В это время стали известными такие исполнители, как Альберто Бельтран (Alberto Beltran), Анхель Вилория (Angel Viloria), Луис Калаф (Luis Kalaff), Хосеито Матео (Joseito Mateo).
 

..Меренге в наши дни
С падением диктатуры Трухильо в 1961 году меренге получило новое развитие. Демократизация доминиканского общества дала музыкальным коллективам большую творческую свободу. Как результат, мелодии меренге стали разнообразнее и насыщеннее. Тексты, ранее излишне политизированные, стали уходить в сторону более повседневных тем. В 60-е годы возникли такие коллективы, как «Комбо Шоу» Джонни Вентуры (El Combo Show de Johnny Ventura), оркестры Куко Валоя (Cuco Valoy), Феликса дель Росарио (Felix del Rosario).

В 70-е, в стремительно растущих городах — Санто-Доминго и Нью-Йорке, центре доминиканской эмиграции, — меренге приобретает статус популярной музыки. Меняется также концепция музыкальных коллективов, теперь они называются группами (в противовес оркестрам), наиболее известными из которых становятся Milly y Los Vecinos, Conjunto Quisqueya, Wilfrido Vargas y Los Beduinos, Los Hijos del Rey.

В эпоху 80-х на доминиканскую музыку оказали влияние многие зарубежные музыкальные стили, в частности, рок и джаз. Это способствовало еще большему росту мелодического разнообразия в меренге. Аранжировщики меренге вводят в обработки новые инструменты (скрипка, виолончель, синтезатор и другие). Среди исполнителей становятся известными Хуан-Луис Герра и его оркестр «4.40» (Juan Luis Guerra y la 440), Диони Фернандес (Dioni Fernandez), Алекс Буэно (Alex Bueno), Рамон-Орландо Валой (Ramon Orlando Valoy), Фернандо Вильялона (Fernando Villalona), Серхио Варгас (Sergio Vargas), Рубби Перес (Rubby Perez), «Братья Росарио» (Los Hermanos Rosario), и среди аранжировщиков — Мануэль Техада (Manuel Tejada).

В конце 80-х—начале 90-х, во многом благодаря усилиям двух музыкантов, доминиканца Джоси Эстебана (Jossie Esteban) и пуэрториканца Альберто «Ринго» Мартинеса (Alberto «Ringo» Martinez), произошел рост популярности меренге в Пуэрто-Рико. Эстебан и Мартинес, основатели собственной группы La Patrulla 15, создали множество новых молодежных групп, таких как Cana Brava, Zona Roja, Las Nenas de Jossie y Ringo; открыли много молодых талантов — в частности, популярных певиц Ольгу Таньон (Olga Tanon) и Селинес (Celines). Развитие музыкального жанра как в Пуэрто-Рико, так и в Доминиканской Республике идет практически параллельно. В этот период меренге приобретает статус коммерческой музыки — альбомы многих исполнителей попадают на музыкальные рынки Америки, Европы и Азии. Однако, с середины 90-х пуэрториканское меренге претерпело значительные изменения, в основном в сторону упрощения ритма и мелодий. В конце 90-х возникло еще одно течение — нью-йоркское меренге, которое отличалось еще большим примитивизмом текстов и мелодий.

Также в конце 90-х в Доминиканской Республике и доминиканских общинах Нью-Йорка возросла популярность фольклорного «меренге типико». В 1997 году нью-йоркская группа Fulanito выпустила сенсационный альбом «Guallando», который явился сплавом меренге типико с современными городскими ритмами (рэп).
Музыкальные критики считают, что начиная с 2000 года меренге переживает кризис. Коммерциализация меренге нанесла серьезный ущерб самобытности жанра: множество групп-однодневок наполнило рынок альбомами низкого качества. Тем не менее, «ветераны жанра», такие как Хуан-Луис Герра (Juan Luis Guerra), Милли Кесада (Milly Quezada), Джоси Эстебан, Вильфридо Варгас, продолжают работать над выпуском новых альбомов в надежде на будущее возрождение меренге.
 



Политика конфиденциальности