..Главная
..Карта сайта
..Кубинский Ром
..Кубинские Сигары
..Виза на Кубу
..Музыка и танцы Кубы
..Описание Кубы
..Достопримечательности Кубы
..Экскурсии на Кубе
..Каталог отелей Кубы
..Лечение на Кубе
..Лечение и оздоровление детей
..Отзывы туристов о Кубе
..Погода на Кубе
..Дайвинг на Кубе
..Цены на туры
..Авиаперелеты

Компай Сегундо 

(Compay Segundo)

Compay Segundo


Compay Segundo Компай Сегундо (Compay Segundo, налево)
дуэт "Los Compadres", 1942

Buena Vista Social Club«Buena Vista Social Club» на концерте. Первый справа Компай Сегундо

Compay Segundo Компай Сегундо

 
 

"Я зовусь, или меня зовут, Максимо Франсиско Репиладо Муньос, Компай Сегундо, для некоторых – Панчо. Не правда ли, слишком много имен для одной персоны?"

Francisco Repilado (Компай) родился 18 ноября 1907 года в Сибонее, на востоке Кубы, всего девятью годами позже того конфликта, который не смог ни физически, ни исторически разделить два народа, которые объединял не только общий язык.* Ростки, которые дала испанская нация в народной кубинской культуре, продолжали расти и развиваться и после 1898 г. Испанцы, уроженцы Андалусии, Галисии и Канарских островов, в двадцатом веке продолжали эмигрировать на Жемчужину Антильских островов. И вместе с ними путешествовала музыка, продолжая культурный обмен, начало которому было положено много раньше.И вовсе не случайно более пятидесяти лет назад, в Гаване, Компай сочинил "Хулансито", самое что ни на есть настоящее современное фламенко, так же как не случайность и то, что Пепе Эль де Ла Матрона, Перикон или Чано Лобато в Кадисе писали такие "кубинские" песни, как эта:

"Я не могу отрицать, 
И я счастлив это признать:
В моих венах есть часть негритянской крови
И цыганской Испании часть.
Отца моего зовут Хуан,
Он – Андалусии сын.
Мать же моя – креолка,
Внучка Карабали".

Компай Сегундо, внук Ма Рехины, бывшей рабыни, которая прожила 115 лет, в 1916 году переезжает с семьей в Сантьяго де Куба, вскоре старший брат приносит в дом трес – "…и все попали под очарование треса". Затем в доме появляется гитара – "…и все очарованы гитарой". В это время их дом часто посещает Синдо Гарай, один из непревзойденных мастеров Старой Тровы, творчеством которого Компай с детства был очарован. 

Со временем юноша начинает брать уроки сольфеджио, затем, под покровительством маэстро Энрике Буэно, поступает в Музыкальный Оркестр Сантьяго в качестве кларнетиста. Там он сводит знакомство с Сиро Родригесом, Рафаэлем Куэто и Мигелем Матаморосом, которые позже создадут знаменитое трио Матаморос. Они выигрывают конкурс оркестров в Гаване, введя как новый классический стиль Сон Монтуно, музыку, которая ранее не издавалась и не рекламировалась, и которая даже в наши дни представляет собой уникальное в музыкальном мире явление. Они были избраны для участия в историческом концерте, в котором помимо других произведений исполнили гимн Кубы во время инаугурации Капитолия в 1929 году.

Компай никогда не мог отдать предпочтение одному из двух - тресу или гитаре. Поэтому он изобрел инструмент, сочетающий в себе качества обоих, и назвал его гармоникой** – фундаментальный инструмент, игра на котором стала "визитной карточкой" Компая. Он имеет шесть струн, третья из которых - двойная, чтобы имитировать звучание треса. 

Едва выйдя из подросткового возраста, Компай начинает появляться в радиопередачах с квартетом Кубанакан (Cubanacan), который затем, с появлением Ньико Сакито, автора "Maria Cristina" и "Cuidadito Compay gallo", трансформируется в квинтет Cuban Stars и гастролирует, принимая участие в представлениях и спектаклях по всей стране. 

Уже в Гаване он вступает в квартет Cuarteto Hatuey вместе с Эвелином Мачином (братом Антонио Мачина***), с которым совершает шестимесячное турне по Мексике, где снимается в двух фильмах: "Tierra Brava" и "Mexico lindo y querido".

В 1942 году вместе с Лоренсо Йерресуэло (тоже уроженцем Сибонея) основывает дуэт Los Compadres – поворотный момент в карьере обоих. Именно в это время радиослушатели окрестили их Компай Примо (Йерресуэло, за роль первого голоса в дуэте) и Компай Сегундо (Репиладо) – один из талантливейших "вторых голосов" в истории кубинской музыки. Начиная с этого времени, они начинают интенсивно записываться, выпуская по пластинке в месяц.

Тогда же, в сороковые годы, Мигель Матаморос приглашает Компая Сегундо в свой знаменитый оркестр. Репиладо выступает там в качестве кларнетиста двенадцать лет, и за это время знакомится и становится хорошим другом Бенни Море.

В 1950 году, после распада Los Compadres, композитор Уолфридо Гевара (который и поныне ведет активную музыкальную деятельность, наравне с другими кубинскими гениями 80-х) советует Компаю создать собственную группу и назвать ее Compay Segundo y su grupo. В группу Компая в качестве вокалистов вступают Карлос Эмбале и Пио Лейва, последний записывает вместе с Компаем в 1957 году свой первый диск, в который вошли такие известные вещи как "La juma de ayer" и "La mujer de peso". Рассказывают, что во время записи этого диска музыканты вынуждены были прерваться, потому что именно в это время происходила атака Президентского дворца и перестрелка была слышна даже в студии звукозаписи. 

Затем пришло незаслуженное забвение. Компай, успевший к тому времени стать одним из живых символов кубинской музыки, за свой гениальный композиторский талант и уникальное исполнительское мастерство, исчез с музыкального горизонта. Некоторые музыканты, исполнявшие его песни, продолжали помнить о том, что Компай еще жив, и как никогда. Другие даже не подозревали, что то, что они исполняли каждый день, принадлежало перу Франсиско Репиладо. 

В любом случае, он никогда окончательно не покидал музыку, совмещая ее со своей старой профессией табачника ни много ни мало – семнадцать лет!

В 1989 году его вытаскивает из несправедливого "изгнания" Данило Ороско, знаменитый кубинский музыковед, который отвозит его вместе с Марселино Гера "Рапиндеем" и Квартетом Патриа в Вашингтон, в Смитсоновский университет, для участия в качестве специально приглашенных гостей в Фестивале традиционных американских культур. 

В 1994 году Компай приглашен участвовать в Первой встрече сона и фламенко, проходящей в Севилье. На следующий год он снова участвует в этом мероприятии вместе с кантаором Чано Лобато.

С этого момента он обретает известность на иберийском полуострове и Канарских островах. В Мадриде и Париже он выступает с огромным успехом в самых престижных концертных залах, его популярность снова растет, его приглашают на бесчисленные фестивали в качестве "гвоздя программы".

В 1996 г. при содействии Сантьяго Аусерона выходит его "Антология". Чуть позже Рай Кудер вместе с Ником Голдом и Хуаном де Маркосом включают его в диск "Buena Vista Social Club"(Клуб Буэна Виста) наравне с другими гениями кубинской музыки. 

15 ноября 1997 года, после вручения Компаю Ордена Феликса Варелы (Orden Felix Varela), высшей кубинской награды в области искусств, в Национальном театре Гаваны устраивается пышное празднество в честь его 90-летия.

14 июля 2003 Компай Сегундо скончался...

Сейчас на всех улицах всех городов Кубы музыкальные группы включают в свой репертуар темы Компая Сегундо, наравне с такими известными вещами, как "Son de la loma" Трио Матаморос или "Guantanamera" Хосеито Фернандеса. Девяносто шесть благополучно прожитых лет, и более семидесяти пяти из них посвящены музыке - возможно, именно в этом был секрет его завидного долгожительства. Как он сам любил повторять, "лучшее, что есть в жизни, господа, – это иметь под рукой мою гитару, табак и глоточек рома, чтобы наслаждаться с друзьями..."
 

Источник:
"Un sonero de leyenda", Луис Ласаро, 1998 г. 
--------------------------------------------------------------------------------
* Речь идет о провозглашении Кубой независимости от Испании
** armonico – не путать с гармонью! 
*** Антонио Мачин (Antonio Machin) – популярный кубинский певец, впервые познакомивший Европу с кубинским болеро. Похоронен в Севилье. Большой друг Компая Сегундо, памяти которого посвящена "El camison de Pepa". Эта же песня посвящена Глории Луго Мачин "Чикитике", сестре Антонио и подруге Компая со времен юношества.

0
0



Политика конфиденциальности